+4°
  • 59.04
  • 69.59

Всё о товарных знаках

Всё о товарных знаках

19.05.2016

Мы продолжаем цикл статей на тему «Товарный знак как объект учёта» и сегодня расскажем о сроке полезного использования товарного знака.

Одновременно с принятием товарного знака к учёту необходимо определить срок его полезного использования – выраженный в месяцах период, в течение которого знак можно использовать. Причём использовать не просто так, а с целью получения экономической выгоды. Сделать это несложно. Период действия свидетельства установлен законодательством – 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию. Значит, срок действия свидетельства надо просто уменьшить на период ожидания от даты подачи заявки до выдачи охранного документа.

Стоимость товарного знака постепенно списывается на расходы через амортизацию. Введенный в эксплуатацию товарный знак можно начинать амортизировать со следующего месяца после начала его использования.

Пример:

Предприятием было принято решение о создании своего товарного знака. Поэтому был заключён договор с консалтинговой фирмой для получения рекомендаций о порядке применения своего бренда. Стоимость консультационных услуг составила 47 200 рублей, в том числе НДС – 7 200 руб. Кроме того, было дано поручение дизайн-бюро разработать товарный знак. Стоимость услуг дизайнеров – 35 400 руб., в том числе НДС – 5 400 руб. Когда бренд был разработан, компания подала заявку на регистрацию товарного знака и экспертизу заявленного обозначения. За подачу заявки уплачена патентная пошлина – 8 500 руб. После проведенной экспертизы заявки компания уплатила патентную пошлину в размере 10 000 руб. за регистрацию и выдачу свидетельства. Весь процесс регистрации занял 6 месяцев.

1. Фактическая стоимость товарного знака составит – 88 500 рублей (40000+ 30000 +8 500+10 000):

- консультационные услуги – 40 000 руб.;

- дизайн разработка – 30 000 руб.;

- патентная пошлина – 8 500 руб.;

- патентная пошлина – 10 000 руб..

2. НДС к вычету – 12 600 руб. (7 200 + 5 400)

3. После принятия товарного знака к учёту его можно амортизировать. Срок полезного использования зарегистрированной марки – 114 мес. (10 лет*120-6 мес.)

Ежемесячное начисление амортизации – 776,32 (88 500 руб. : 114 мес.)

Амортизация будет начисляться ежемесячно как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте. Кроме того, она будет уменьшать прибыль. Если же товарный знак перестанет выполнять свою функцию, то амортизацию нельзя будет учесть при расчете налоговой базы.

По окончании действия свидетельства компания может подать заявку о его продлении. При этом затраты на продление срока владения товарным знаком будут учтены как расходы будущих периодов (п.18, п.19 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина от 06 мая 1999 № 33Н). Поэтому они будут постепенно списываться на себестоимость в течение последующих 10 лет. Аналогичным образом такие расходы будут уменьшать прибыль (п.1 ст.272 НК).

Получение товарного знака в пользование

Некоторые компании предпочитают не регистрировать свой товарный знак, а воспользоваться чужим.

Для получения возможности использовать чужой товарный знак в своей деятельности необходимо заключить с его собственником (Лицензиаром) договор коммерческой концессии (п.1 ст.1027 ГК). Но заключая такой договор, потенциальный пользователь знака (Лицензиат) должен быть готов к тому, что ему придётся обеспечить соответствие качества производимых на основе договора товаров. Причём качество продукции должно соответствовать не его внутренним нормам, а стандартам лицензиара (ст.1032 ГК).

Договор коммерческой концессии обязательно должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если этого не сделать, договор будет считаться ничтожным (п.2 ст.1028 ГК). А это означает отсутствие права на использование бренда. И, как следствие, Лицензиат не сможет уменьшить прибыль на платежи, совершённые по такому договору (п.1 ст.252 НК). Принять НДС к вычету так же будет невозможно. Также нельзя уменьшить прибыль на суммы, выплаченные лицензиару до заключения договора. При этом по общему правилу именно правообладатель обязан обеспечить надлежащую регистрацию договора концессии. Если, конечно же, договором не предусмотрено иное (п.2 ст.1031 ГК).

Товарные знаки, полученные в пользование, учитываются лицензиатом на забалансовом счёте в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.39 ПБУ 14/2007). Заметьте, что отдельного счёта для учёта полученных НМА планом счетов не предусмотрено, поэтому компании надо ввести его самостоятельно, утвердив в учётной политике.

Размер вознаграждения, как правило, состоит из двух частей – единовременной и постоянной, выплачиваемой ежемесячно в течение срока действия договора. Единовременный платёж учитывается как расходы будущих периодов и списывается на затраты постепенно (п.39 ПБУ 14/2007). Так же постепенно уменьшается прибыль (п.2 ст.272 НК). Периодические платежи отражаются в составе расходов того периода, в котором они начисляются по договору (п.39 ПБУ 14/2007) и уменьшают прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп.37 п.1 ст.264 НК).

В следующем выпуске мы рассмотрим оценку товарных знаков.

По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться в ООО «БухгалТерра».

Контакты:
эл. почта info@bugalterra.ru
телефон: 8 (391) 252-20-75
адрес: г. Красноярск, ул. Киренского, д. 89, оф. 4-24
сайт: http://bugalterra.ru/

Читать все новости
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи
    Последние комментарии