+4°
  • 63.57
  • 70.46

Кого налоговая инспекция проверяет в первую очередь?

23.10.2015

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля – это выездная налоговая проверка. Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

·         из других налоговых и государственных органов Российской Федерации;

·         из иностранных налоговых органов;

·         из банков;

·         от физических и юридических лиц (конкурентов).

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет-ресурсах или в средствах массовой информации. Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

·         крупнейшие организации (примерно 1 раз в 2 года);

·         ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более;

·         организации – по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и зарплате, по НДС, по убыткам и пр.);

·         компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Налоговое ведомство опубликовало 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки налоговых рисков в рамках концепции планирования выездных проверок.

Каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить является ли он претендентом на выездную налоговую проверку или нет.

Необходимо заранее запасаться доказательствами, чтобы налоговики не обвинили компанию в недобросовестности.

Критерий № 1:

Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка – это соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации. Показатели налоговой нагрузки можно посмотреть в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 по более чем 30 видам экономической деятельности. При этом следует отметить, что показатель выручка организации используется налоговыми органами по данным Росстата (Федеральной Службы государственной статистики).

Критерий № 2:

Вам стоит опасаться проверки, если в бухгалтерской и налоговой отчетности организация показывает убыток на протяжении двух и более лет.

Критерий № 3:

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

Например: При обороте (выручке) без НДС в размере 1 млн. руб (НДС – 18%), сумма начисленного налога составит 180 тыс. руб. При этом, если организация уплатит в бюджет менее 19,8 тысяч рублей – она попадает в зону риска для проведения выездной налоговой проверки. Если предприятие получило выручку без НДС в сумме 100 млн. руб., то организация по данному критерию будет являться благонадёжной при уплате налога в бюджет не менее 1,98 млн. рублей. Следует отметить, что налоговые инспекторы ориентируются на показатель, сложившийся в каждом регионе отдельно.

Критерий № 4:

Если расходы растут быстрее доходов. Сразу отмечу: опережающий темп роста расходов – критерий, который важен только для организаций, применяющих общий режим налогообложения. Спецрежимники этот показатель не считают, поскольку освобождены от уплаты налога на прибыль.

Анализ критерия позволяет установить, не превышает ли рост расходов компании динамику увеличения ее доходов от реализации.

К сожалению, в Приказе не раскрывается, за какой период следует выявлять опережающий темп: за год, полугодие, 9 месяцев, квартал или месяц. Представляется, что периодичность расчета показателя зависит от способа уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль и, соответственно, представления деклараций. Для сопоставимости данных сравнение возможно с показателем, исчисленным за аналогичный прошлый период.

Критерий №5:

Если заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ. Предполагается, что данный критерий предприниматели могут получать из органов статистики (например, с официальных интернет-сайтов, из статистических запросов), а также из налоговых органов. Если все же этот критерий заинтересовал налоговые органы, то возможными причинами низкой заработной платы может стать неполный рабочий день сотрудников (по табелю учета рабочего времени).

Критерий № 6:

Неоднократное приближение показателей (выручка, численность и т.д), дающих право применять спецрежим, к их предельному значению. Во внимание принимается приближение, при котором показатель отличается от предельного значения менее чем на 5 процентов. При этом частота таких приближений – два и более раз в течение одного календарного года.

Критерий № 7:

Если индивидуальный предприниматель отражает суммы расхода, максимально приближенные к сумме доходов в книге учета за календарный год. Доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов превышает 83%. Этот критерий актуален для ИП, уплачивающих налог на доходы физических лиц.

Критерий №8:

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Суть заключается в создании цепочки контрагентов, при прохождении которой стоимость товара увеличивается путем его многократной реализации. Налоговая инспекция считает, что обычно вся цепочка организаций подконтрольна налогоплательщику. Такая цепочка создается исключительно с целью увеличения стоимости товара и уменьшения налогооблагаемой базы налогоплательщика.

Критерий №9:

Не предоставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Также налогоплательщик не может объективно объяснить выявленные в ходе налоговой проверки ошибки в налоговых отчетах, противоречия сведений в документах налогоплательщика и налогового органа.

Критерий №10:

Если два раза и более с момента государственной регистрации организация прошла процедуру снятия с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Критерий №11: 

Если уровень рентабельности продаж и активов по данным бухучета в вашей организации значительно отклоняется (более чем на 10%) от уровня рентабельности продаж и активов, характерных для вашей сферы деятельности по данным статистики.

Как смотреть?

Рентабельность продаж считаем в бухгалтерской отчетности (в отчете о прибылях и убытках) – это отношение строки «Прибыль от продаж» к данным строки «Себестоимость продаж». Рентабельность активов – отношение данных строки «Прибыль до налогообложения» отчета о прибылях и убытках за год к данным строки «Баланс» бухгалтерского баланса на конец года. Подсчет таких показателей сотрудником бухгалтерии не вызовет затруднений. Затем необходимо сравнить эти показатели с данными статистики. Также в этом поможет Приложение 4 к приказу ФНС ММ-3-06/333 от 30.05.07.

Критерий №12:

Ведение деятельности с высоким налоговым риском, т.е. организация ведет деятельность, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды. Это может выражаться в искажении экономического смысла совершенной хозяйственной операции. Совершение такой операции, которая не характерна для деятельности или отражение в учете и отчетности операций, которых не было на самом деле, что привело к занижению суммы налогов к уплате в бюджет.

По сути, сравнив показатели своего бизнеса с указанными критериями, налогоплательщик сможет сделать прогноз о возможности проведения в отношении него налоговой проверки, вызова на комиссию по НДС, обращению дополнительного внимания при проведении камеральных проверок и т.д.

До окончания года осталось совсем немного времени, и будем сдавать годовой отчет. От того, какие цифры будут показаны в годовой отчетности, можно будет сделать прогноз: или вы спокойно работаете в 2016 году и развиваете бизнес, или вас бесконечно проверяют налоговики, вставляя палки в колеса.

Как подготовить годовой отчет с правильными показателями, чтобы не нарваться на налоговую проверку, вы сможете узнать на семинаре:

Оптимизация налогообложения в 2015 году. Налоговые риски, контроль и исправление ошибок. Рекомендации практикующего эксперта.

Мероприятие проводит востребованный по всей территории РФ эксперт Ряховский Дмитрий Иванович. Доктор экономических наук, первый проректор Института экономики и антикризисного управления, профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета при правительстве РФ, председатель комитета по образованию ИПБ МР. Автор 132 научных и методических трудов.

Дмитрий Иванович Ряховский – специалист с многолетним практическим опытом. Во время семинара вы узнаете действенные, законные и легко применяемые в практике методы оптимизации, построенные на налоговом планировании. Вся информация подается просто и доступно. Также вы познакомитесь с методами оптимизации налогов, полностью соответствующими законодательству.

Что еще будет на семинаре:

– Как использовать «кризис» для оптимизации налогов;

– Формы и алгоритмы налогового планирования;

– Разработка учетной политики организации для целей налогообложения;

– Методы оптимизации НДС и налога на прибыль и многое другое.

Анализ и детальная проработка конкретных практических ситуаций в сфере налогообложения, с которыми сталкиваются предприятия всех форм собственности – главная отличительная особенность семинара!

Семинар будет проходить 10 ноября 2015 года с 10-00 до 17-00. Предусмотрена кофе-пауза.

По окончанию семинара, все участники получат сертификат о прослушанной теме.

Регистрация на семинар по телефонам 271-30-93, 252-20-75

Читать все новости
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи
    Новости Глянцевого журнала Счастливая мама