+4°
  • 63.57
  • 70.46

Педагогика зиждется на Вере-Надежде-Любви

Педагогика зиждется на Вере-Надежде-Любви

14.11.2014

На нашей автобусной остановке активно работает буккроссинг. Приносят (приносим) и уносят (уносим) самые разные книги. Мне вот предстояло ехать на семинар в школу, и я не сразу поставила обратно на полку«Педагогическую поэму» Макаренко. Но поставила, решив, что это сейчас не актуально...

Я ошиблась – оказалось невозможным обсуждать тему духовно-нравственного воспитания детей, не вспомнив имя Антона Семёновича Макаренко. В 45-й школе учителя внимательно слушали мэтров педагогики – Николая Ивановича Дроздова и Василия Алексеевича Мальцева. У обоих опубликованы десятки научных трудов, но выступление их было простым, доступным и... горьким. 

– В 1993 году началась реформа российского образования, которой не видно конца. Больше двадцати лет мучают школу, – говорит Дроздов. – Не знание предметов теперь главное, а портфолио. Чтобы приёмная комиссия вуза смотрела не на абитуриента, а на бумагу. На съезде ректоров мелькают уровни «бакалавриат», «магистратура». А где наше, фундаментальное советское, образование? Природа не терпит пустоты – на это место тут же пришла религия. И молодёжь – вольно или невольно – взяла в руки автоматы. Мы потеряли своё государство, слово «патриот» стало ругательным.       

– А в 1957 году, после запуска Советским Союзом первого спутника Земли, американцы стали изучать нашу систему образования, – вторит профессору Заслуженный педагог Красноярского края Василий Алексеевич Мальцев. – У меня уже в 97-м появилась мысль: мы идём не туда. И я стал создавать систему духовно-нравственного воспитания, взяв за основу фразу евангелиста Иоанна «В начале было слово» и «Кодекс строителей коммунизма», который по сути повторял заповеди «Ветхого завета» (не убий... не укради... не пожелай ничего чужого). В общем, как у Маяковского «Что такое хорошо? И что такое плохо?» Сегодняшняя школа не выполняет функции воспитания. Министр образования чуть не час выступал перед нами, и ни разу это слово не прозвучало. А когда другой оратор призвал «вернуть воспитание в школу» (я это своими ушами слышал!), в Интернете фразу «вымарали». Мои учебники, монографии, методические пособия получают дипломы Минобра и премии Фонда образования, признаются лучшими на конкурсах, но у краевых властей поддержки не находят.  

Хочется верить, что после круглого стола в «Капитанском клубе» (тема «Духовно-нравственное воспитание – острейшая потребность национальной безопасности») тандем Дроздов – Мальцев стронет дело с мёртвой точки. Теперь выбрана базовая школа – МБОУ СОШ № 45. Выбрана не за сочетание хорошей и отличной оценки, не за «победное» звучание, а потому, что это школа-лидер не только в Свердловском районе, но и во всём городе. Возглавляет её Людмила Ивановна Губич, создавшая замечательный коллектив единомышленников. Учителя разделяют уверенность директора в том, что воспитание человека очень важно для государства, а основы воспитания закладываются в семье. 

– В девяностые годы не все родители уделяли должное внимание воспитанию своих детей. Главное было – прокормить. Теперь к нам пришли дети «потерянного поколения», дети тех, кого не воспитывали. И надо прикладывать огромные усилия на восстановление семейных ценностей.

О роли семьи много говорили и именитые гости. Николай Иванович очень гордится военными наградами отца, всегда помогал матери и свято исполняет её завет: «Не обижай людей». Бывший ректор педагогического университета им. Астафьева, сейчас он руководит Красноярским филиалом Университета Российской академии образования. И по-прежнему пропускает через свою душу проблемы других.

– Я много езжу по краю. Меня умиляет, как в сёлах ребятишки, которым по закону нельзя работать, белят, красят, копают и рыхлят. Зарабатывают деньги! А сколько в школах цветов, зелени, изысканных поделок. Оригами из Абанского Дома детского творчества я показывал японцам – они не поверили, что это сделано руками. Между тем выпускники этого ДДТ, колясочники, обеспечивают себе жизнь своими изделиями... Вспоминаю, как в Тюхтетском районе детдомовцы попросили... пианино. Разваленное хозяйство, глухая деревня... Мы изыскали возможность купить инструмент. Играла на нём студентка, чуть старше тех ребят. Как они слушали! Не шелохнувшись. Мы платили учительнице музыки, которая дважды в неделю приезжала из райцентра. Дети стояли в очередь к пианино.

Дроздов причастен к разработке в Красноярске программы «Святость материнства». Эта система воспитания стала впоследствии общероссийской, потом её подхватили в Белоруссии, в Польше (далее – везде). Студенты-психологи убеждают женщин, попавших в трудное жизненное положение, не прибегать к абортам. И помогают мамам с младенцами морально и материально.

Выступил на семинаре и редактор еженедельника «Аргументы недели. Енисей» Андрей Николаевич Думанский. Сам выпускник Красноярского педагогического во втором поколении, он знает проблему изнутри и готов, не жалея газетных площадей, содействовать продвижению новых, а может быть хорошо забытых идей духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. 

P.S. Когда я вернулась, «Педагогической поэмы» на полке бук-кроссинга уже не было.

 

Софья Григорьева

Фото Вячеслава Пенерова

Читать все новости
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи