+4°
  • 63.57
  • 70.46

Александр Цуприков: «Никогда не сидеть на одном месте»

Александр Цуприков: «Никогда не сидеть на одном месте»

16.07.2015

Как известно, простых случайностей в жизни не бывает. Ведь «если зажигаются звёзды – значит – это кому-нибудь нужно». И если профессия сама находит человека – значит, это неспроста. Именно так случилось с моим сегодняшним собеседником – Александром Цуприковым, социальным педагогом краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Дивногорский».

После окончания Дивногорского медицинского техникума Александр несколько лет работал фельдшером на «скорой помощи», а когда встал вопрос о получении высшего образования, не особо задумываясь о побуждающих его причинах, выбрал для себя факультет социальной работы Красноярского технологического университета. Судьба вела Александра за руку именно той тропой, которая, по её бескомпромиссному мнению, предназначалась именно ему. И вывела – к центру социальной помощи семье и детям. Хотя сам Александр признаётся, что никогда не предполагал связать свою жизнь с педагогикой и не ставил перед собой «великих альтруистических целей»:

– Конечно, приятно, когда ты сделал свою работу и видишь, что это кому-то нужно, что ты тем самым кому-то помог. Но глобальных мыслей, типа «спасти всё человечество», у меня никогда не было. В нашем центре большая текучка кадров, и я заметил, что человек, приходящий к нам с горящим взором и сиюминутной потребностью «усыновить всех детей», довольно быстро перегорает и исчезает из поля зрения. Остаются более уравновешенные и трезво глядящие на жизнь. Ведь согласитесь, таким легче переживать маленькие поражения, чтобы в итоге добиться большой победы. В нашей работе необходимо принимать клиента таким, какой он есть, и просто помогать ему, а не пытаться переделать на свой лад, пусть даже и с самыми добрыми намерениями. Это невозможно. Человек изменится только тогда, когда сам этого захочет. А наша обязанность – его немного направить, дать необходимую консультацию, если он просит.

Именно с педагогикой как таковой я никогда свою будущую жизнь не связывал, ведь я по образованию специалист по социальной работе, а работаю социальным педагогом. Но это не является педагогикой в прямом смысле слова, это не то же самое, что преподавать детям какой-то конкретный предмет. Моя работа более мобильная – ты никогда не сидишь на одном месте, менее нормированная, более творческая – у тебя нет какой-то регламентированной программы, ты должен сам выбирать приёмы и действия в зависимости от личностных характеристик того или иного подопечного, обобщённая методика тут уже не подойдёт.

– Вместе с детьми вы реализуете много проектов, направленных на прикладное изучение истории края. Таким образом вы через призму своего увлечения пытаетесь подготовить их к жизни в социуме?

– Плюс моей специальности в том, что я могу на работе заниматься тем, что мне самому интересно, особенно если это приносит пользу детям. Легче всего привить те увлечения, которыми живёшь сам – ты и рассказать можешь более увлекательно что-то на эту тему, и какой-то дополнительной информацией, которой нет в общедоступной литературе, поделиться. А знание своей истории – не столько хронологии событий, сколько исторических корней своей культуры, народов, населяющих ту землю, где ты живёшь – очень важно. Сейчас идёт размытие культурных границ, привитие западных ценностей, возможно, в этом есть какой-то плюс, но, тем не менее, не стоит всё слепо копировать. У нас есть свои достижения, своя история – не менее интересная, какие-то события, которые сделали русских людей русскими. Причём «русский» в данном случае – это не национальность. Русский – тот, кто живёт в России, кто, как ни пафосно это звучит, любит свой язык, свою культуру, является патриотом, но при этом не забывает, что эта страна многонациональна, и каждый из её народов имеет право на свою собственную историю и культуру. Сейчас много говорят о т.н. русском патриотизме, но это тонкая грань, где патриотизм часто переходит в национализм. И вообще, каждый понимает это слово по-разному. Например, Лев Толстой говорил, что «патриотизм – это последнее прибежище негодяя», а Александр Пушкин писал: «Я презираю свое Отечество с головы до ног, но если с этим соглашаются иностранцы, мне становится очень обидно». Знание истории своего края и помогает привить подросткам истинный патриотизм. Они должны знать, что наш Красноярский край всегда был густо населён разными народами, он никогда не был однополярным. Подобные знания – залог будущего, некая прививка от расовых предрассудков.

Я также считаю, что большое значение в воспитании ребёнка имеют учебники истории и литературы. Приведу такой пример из жизни: этим летом мы были в Севастополе и снимали дом у одной семьи. Русская семья, отец у них – потомственный военный. И в этой семье две дочери разного возраста. Когда училась старшая дочь, учебники литературы и истории были ещё советского производства, а когда пошла в школу младшая, учебники уже стали полностью украинские. Когда отец читал их, его просто разбирал смех, потому что там было написано, что украинцы построили Византию и вообще вся цивилизация и все народы пошли от украинцев, и, конечно же, не придавал содержимому этих учебников особого значения. Пишут и пишут. А когда началась вся эта смута на Украине, референдум по присоединению Крыма и вся семья была за присоединение к России, младшая дочь сказала: «Нет, я – украинка. Я училась в украинской школе». И это всё говорит о том, что с помощью «правильных» учебников за несколько лет можно сформировать то поколение, которое надо, просто используя информацию, гипертрофирующую историю в одну сторону.

Возвращаясь к использованию краеведческих знаний в работе с детьми, хочу сказать, что это ведь не просто сидение в архивах, это живое общение, которое помогает формировать характер, социальную гибкость ребёнка. Это какие-то походы, но не просто, например, сплав по реке Мана, а в рамках исторического и географического экскурса: такая-то продолжительность реки, такие-то народы населяли раньше её берега, такие-то населённые пункты входят в состав Манского района. То есть сочетается отдых и образовательный компонент.

Лето – это самый насыщенный период нашей жизни. Только в эти выходные мы вернулись со сплава. В субботу ребят возили в пещеру «Караульная». Мы не сидим на месте.

– Как вы в целом можете определить задачи социального центра?

– В основном это работа с несовершеннолетними и их семьями. Понятно, что в первую очередь это работа с семьями, которые находятся в социально-опасном положении, семьями, испытывающими трудности в воспитании, одинокими или многодетными семьями.

– Каким образом проводится эта работа?

– У нас есть определённый реестр услуг, которые мы можем оказывать. Например, материальную помощь у нас оказывает социальная защита – мы этим уже не занимаемся. В наш же спектр услуг входят социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые и социально-трудовые. На сайте нашего центра можно посмотреть, что собой представляет каждая услуга, там они все расписаны. Но понятно, что у многих семей часто возникают чисто финансовые проблемы, когда им нужно просто помочь что-то купить, какой-то минимум продуктов хотя бы. Для этого мы сотрудничаем с общественными организациями, политическими или религиозными. Если случается прецедент, когда действительно нужно помочь, то на этот случай у нас есть спонсоры, к которым всегда можно обратиться, что мы и делаем, и эту помощь оказываем. В принципе, если человек может и хочет помочь – не важно, какую организацию он представляет. Как учреждение социального типа, мы открыты для любого общения, главное, чтобы человек был адекватный. А если взять какой-то интересный сплав или поход, – на все эти мероприятия ведь нужны деньги. Часто руководители идут навстречу, предоставляя возможность бесплатно посетить то или иное место, например, парк флоры и фауны «Роев ручей», или выделяют транспорт для поездок, или ещё что-то. Вот, например, для летнего сплава у нас не хватало плавсредств, и нас выручила Марина Николаевна Михайлова, председатель нашего местного отделения партии «Справедливая Россия», она подарила нам огромную резиновую лодку.

Благодаря всей этой помощи у нас проводится масса интересных мероприятий. В том году нам удалось съездить на Ивановские озёра, это север Хакасии. Я считаю, довольно серьёзная поездка. В позапрошлом году мы ездили на Байкал по Кругобайкальской железной дороге, более недели у нас длился пеший маршрут. Перед этим у нас была поездка в Хакасию в рамках проекта «Тропою предков». В этом году мы планируем в августе вывезти детей на «Борус», если спонсоры поддержат, где их ждёт программа с элементами альпинистских тренировок.

– Почти всё, что вы сейчас рассказываете, касается работы с детьми. А взрослая часть семей как-то задействуется вами? Какая работа проводится с родителями?

– Конечно, взрослые тоже бывают задействованы в наших мероприятиях. Например, наш директор, Владимир Николаевич Корабельников, очень любит сплавы. И в прошлом году он проводил специальные семейные сплавы, на которых дети были вместе с родителями. Родители нам помогали и вели себя вполне адекватно, потому что пребывание «на публике» накладывает свои обязательства. Все факторы, которые могут помочь семье в целом, мы стараемся использовать. Едем мы, например, в зоопарк, берём с собой маму вместе с ребёнком. Она, может быть, сама просто не могла себе этого позволить в финансовом плане, а так у них получился семейный отдых.

– В каких семьях, на ваш взгляд, чаще всего возникают проблемы, требующие внимания социального центра?

– Я считаю, что, сколько бы ни было в семье детей, если там царит небезразличное отношение к ребёнку, к его будущему, то там трудности вполне преодолимы. А есть вполне благополучные на первый взгляд семьи, где в финансовом плане всё довольно гладко, но дети начинают употреблять различные психотропные вещества, совершать правонарушения, убегать из дома. И когда начинаешь более досконально разбираться в ситуации, то видишь, что во внутреннем климате этих семей царит безразличие родителей к детям. Не то, чтобы им совсем плевать, но у родителей всегда находятся более важные дела, чем вникание в проблемы своего ребёнка. А для подростка наиболее важно то, сколько времени вы проведёте вместе с ним, сумеете ли проникнуться его интересами.

– Работа отнимает у вас личное время, которое вы должны были уделить своей семье?

– Любая работа, конечно, отнимает определённое время. Но когда я захожу домой, где у меня двое своих детей, мне сразу приходится переключаться на них. Они очень быстро завладевают всем моим вниманием. Хотя, конечно, бывают порой какие-то неприятности на работе, как и у всех, когда мыслями остаёшься где-то далеко, но это скорее исключение, чем правило. Да и в таких случаях ты стараешься сосредоточиться на своих детях, потому что они, в первую очередь, нуждаются в тебе.

– Два года назад вы заняли второе место во Всероссийском конкурсе педагогов учреждений социального обслуживания. Как-то это повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

– Да, безусловно. Кроме того, что я получил ни с чем не сравнимый опыт, я стал более узнаваемым благодаря этой победе, у меня появилось больше связей, которые могут помочь в работе. Любой конкурс – это мобилизация всех сил, что само по себе уже немаловажно, это глубокий анализ своих способностей и выявление слабых сторон. Каким бы ни был итог – это всегда хорошая стартовая площадка для будущих свершений.

 

Мария Муравьева

Читать все новости
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи