+4°
  • 63.57
  • 70.46

Андрей Мамаев: «Танец не терпит однообразия!

Андрей Мамаев: «Танец не терпит однообразия!

12.03.2015

12 марта у фанатов «Свободного балета Валерия Терёшкина» праздник – концерт в БКЗ. Не простой, а золотой – в смысле, юбилейный. Трёх звёзд коллектива – Нину Елисееву, Андрея Мамаева и Бориса Терёшкина будут чествовать по поводу 20-летия работы в этом необыкновенном, несравненном, неподражаемом коллективе...

Впрочем, слово «работа» не очень подходит к этим неиссякаемым, недосягаемым, неповторимым артистам. И правом уйти на заслуженный отдых ни один из них не собирается воспользоваться. Есть пример – Майя Плисецкая танцевала до 65 лет. Правда, искусство у них с нею разное. Помню, впервые увидев афишу «Свободный балет», я улыбнулась про себя: ну да, крепостной балет исчез вместе с классом помещиков, которые любили похвалиться перед соседями своей труппой. Но вот встретилась с юбилярами и поняла, что это очень точное слово – СВОБОДНЫЙ! В академическом искусстве, в классическом балете куча правил. Позиция номер... – это неизменно и свято. А Валерий Терёшкин считает: «Мы в рамках не работаем. Обязательно должна быть импровизация. Каждому нужно принести на сцену что-то своё – трюки, прыжки, вращения, музыку... Артист должен быть творческим, ищущим, интересным для руководителя и для публики. Не прокатит, если он будет делать только то, что скажет хореограф».

Это мальчики Боря и Андрюша (которого за арийскую, нордическую внешность сразу стали называть Гансом) усвоили с первых шагов. 14-летние первокурсники техникума физической культуры, они пришли к Валерию Терёшкину ещё в Театр мимики и жеста. И подружились на всю жизнь! «Не разлей вода!» – говорит о них директор труппы Ольга Сергеева. Вместе учились на факультете физической культуры КГПУ, вместе копировали стили танцев из голливудских фильмов: рок-н-ролл, рэп, хип-хоп. Интернета тогда не было – записывали всё на видео и вдохновенно повторяли.

– Первые пять лет я чувствовал себя на выступлениях скованно. Голова думала о том, какое движение делать дальше... А сейчас на сцене – как дома, и уже просто наслаждаешься танцем, преподнесением материала актёрски, – говорит Борис.

– Основная идея будущих спектаклей принадлежит Валерию Борисовичу, – уточняет Андрей. – А связки, комбинации движений он доверяет нам. У нас огромный объём танцевальной информации. Надо помнить бывшее и придумывать новое. Подсказки, предложения, обсуждения... Мы – соучастники.

 

Цитата: Борис Терёшкин: «В искусстве не может быть рамок!»

 

Мощный толчок в развитии профессиональной труппы дали Всемирные Джазовые Конгрессы в США. Мастер-классы лучших американских педагогов, обучение американскому стилю танцев, выходы на бродвейские шоу...

– Этот опыт был переварен, разобран, переработан в свой стиль, и теперь на мастер-классах нас выделяют: «Русские!» Мы знакомы со многими ведущими педагогами по джазовым танцам, они ждут, когда я наконец выучу английский, – смеётся Андрей.

– А как у Вас с языком, Борис? – спрашиваю я Терёшкина-младшего.

– Мне он в школе легко давался, и я, пусть с ошибками, говорю свободно, иностранцы меня понимают.

– В каких странах вы бывали?

– Чаще всего в США, в Чехии 13 раз. А ещё в Мексике, Германии, Японии, Китае, Канаде. Мы на Ниагарский водопад решили после Конгресса съездить. Без виз. Перед мостом полиция нас остановила – и в участок. Развернули... Но на водопад мы всё-таки посмотрели – с штатовского берега. Вообще, каждая страна – особый мир. В Мексике экзотическая природа – кактусы, пальмы, Дикий запад, вестерны. Япония поражает уважением к людям. В магазинах там просто стелются перед тобой. Никогда не кричат. Вот в Китае – ор! В США с нами не носились: никаких гидов, сами едем, ищем гостиницу, кафе. А в Чехии (свой народ – славяне!) встретят, покормят, устроят, всё покажут...

– Главное – общение с людьми. Участники международных фестивалей – ровесники. Атмосфера дружественная. Бывает, сзади хлопнут по плечу: «Вы откуда?» Разговариваем, обмениваемся адресами, переписываемся по электронной почте.

Микроклимат дружбы, бережное отношение друг к другу, милые розыгрыши и доброе подшучивание характерны для всего коллектива терёшкинцев – и в гастрольных поездках по странам и континентам, по городам России, по родному краю, и на репетициях. Сегодня в труппе великолепная семёрка мужчин и полтора десятка девушек. С некоторыми, совсем юными, со стажёрами Валерию Борисовичу легко работать, потому что им передалась его школа. Передалась через педагогов «А и Б» – Мамаева и Терёшкина. Андрей создал коллектив «Джазовый эксперимент» в лицее Хазрета Совмена, Борис – «Драйв» в Центре детского творчества на Мира, 44. Ещё они занимаются с детьми в школах №№ 7 и 92. И единственно, что огорчает дипломированных педагогов, – мальчишек мало. Но зато те, кто входят в костяк, уже навсегда прикипают к джазовым танцам.

Как когда-то прикипел Андрей к чечётке. Степ он передаёт ученикам, степ с девизом «Главное – кураж!» – его фишка в труппе. Им всем там мало одних только танцев. У Бориса дополнительный предмет – вокал. Однажды в рок-н-рольный и джазовый репертуар они с Ольгой Сергеевой талантливо вплели песню военных лет «Давай закурим!» Вообще, живая музыка в спектаклях – прекрасное ноу-хау Терёшкина. Ритмическая группа барабанщиков вызывала бурный восторг зрителей – артист потанцевал, сел постучал палочками, и снова в пляс...

– Мы – меломаны со стажем, – говорит Борис. – Печально наблюдать, как деградирует музыка. И не потому, что писать не умеют. Просто всё ушло в шоу-бизнес, в зарабатывание денег. Вместо того, чтобы набрать музыкантов, собрать инструменты, вложить душу, выдают электрическую музыку. А в ней души нет. Для танцоров и хореографов почти нет российского материала, на котором можно работать. Вот коллектив «Рокфеллерс» в Красноярске, играющий американскую (лучше написать рок-н-рольную) музыку, это как глоток свежего воздуха! Только они очень мало известны, и на ТВ выхода им нет. Замечателен саунд-трек Игоря Корнелюка к «Мастеру и Маргарите». Но в общем нашу музыку в мире не знают.

– Недавно послушал Моцарта, – вступает в разговор Андрей. – Музыка сложнейшая. Синкопы... мурашки по коже. «Ого! – сказал я. – Ребята, вы отдыхаете все».

Я предложила парням сменить тему на более оптимистическую – поговорить об увлечениях.

– У меня, как я уже говорил, степ. Ещё автоспорт – я с 15 лет смотрю «Формулу-1». Мне интересно мироустройство – и Вселенная с её галактиками и планетами, и общественные процессы. Сколько на земле наций – мы разные, но все люди... И каждый человек индивидуален, у каждого свои способности...

Борис не успел ответить на мой вопрос, потому что их позвали на репетицию. 12 марта красноярцы увидят новую программу «Оттепель». А в перспективе у терёшкинцев – спектакль «Семь картин Пауля Клее» на музыку китайского композитора Тан Дуна. Мурашки по коже вызывали и мощные аккорды, и вид мечущихся по залу, падающих, взлетающих, замирающих танцоров Свободного балета Валерия Терёшкина. Тройка именитых юбиляров металась, падала, взлетала и замирала вместе со всеми и была так же молода, как все.

Оставайтесь такими долго-долго, Нина, Андрей, Борис!

Софья ГРИГОРЬЕВА, Елена КАРЕВА

фото Вячеслава ПЕНЕРОВА

 

 

 

Читать все новости
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи