+4°
  • 62.44
  • 73.24

Особенности влияния западной культуры на традиции русского фольклора

Особенности влияния западной культуры на традиции русского фольклора

10.07.2017

Недавно (25 июня) Совет православной патриотической общественности   обратился к президенту РФ В.В. Путину с актуальной и не менее важной для страны и народа проблемой -  будущее русской культуры и Российской государственности в целом. В обращении говорилось о том, что Западные современные постмодернистские течения в искусстве губительно влияют на русскую культуру, утверждая “новизну” своих идей, они отрицают нормы морали, эстетики, а порой и прав. Важным стал тот факт, что великая, многовековая традиционная культура, подавляется современной контркультурой: люди предпочитают ходить на скандальные, порой постыдные представления, но, к сожалению, постановки на достояние древнерусской литературы, такие как “ Слово о полку Игореве”, остаются без внимания, а ведь это история, которую важно помнить. Манифестации современной культуры, стирающие грань между мировоззрениями Запада и нашими представлениями о культуре и служащие катализатором процесса глобализация и экономической интеграции в духовную сферу общества, по мнению СППО, реализуются за счет государственных средств и более того поддерживаются одобрительными отзывами в СМИ. Таким образом, молодое поколение начинает задумываться о том, что в культуре нет рамок ни эстетических, ни моральных, ни этический. А что дальше? Пожалуй, такая свобода и вседозволенность позволит думать молодежи о том, что и не только в искусстве нет рамок, но и в обществе тоже.

Не остался без внимания вопрос о русской классике. Речь зашла о печальной перспективе того, что молодое поколение попросту может не вспомнить, а что ещё хуже не узнать о произведениях великих русских писателей- классиков, а на сценах театров благодаря современным интерпретациям может измениться смысл, заложенный авторами. В своем обращении СППО подчеркнуло плачевную тенденцию:

“Сцена – это трибуна перед многотысячной аудиторией, и именно русскую классику, как святая святых нашей культуры, препарируя её до противоположного смысла, сознательно и преднамеренно используют для нанесения сокрушительного удара по умам и сердцам нашей молодёжи. Во всём мире подобные творческие поиски ведутся, как правило, в частных театрах на средства спонсоров, тогда как из наших национальных достояний – МХАТа, Большого театра и Малого театра – только последний остаётся в рамках своего высокого звания.”

Такого рода поиск новых форм творчества, связан с тем, что содержание и идейность ушли на второй план, ведь создать что-то качественно новое труднее, чем попросту завернуть человеческие низшие желания в обертку “искусства” и высоких притязаний на мнимую духовность. Затем же зрители-снобы довольствуются этим, поднимая такой продукт на Пантеон искусства. В обращении говориться:

“Обезьянничаньем с европейских образцов является и публичный групповой половой акт в Зоологическом музее Петербурга, названный «авторами» «творческим перформансом». Претензией на «новизну» является имитация некрофилии в одном из спектаклей режиссёра Кирилла Серебренникова. Кощунственные для верующих людей сцены в спектаклях режиссёра Константина Богомолова шагнули со сцены в жизнь: уголовное наказание «Пусси райот» не потушило агрессивные антирелигиозные акции. Их установка выражается словами Достоевского: «Если Бога нет, то всё позволено”.

Объясняя причины таких изменений в культуре достаточно процитировать известного российского психолога и философа Бориса Дмитриевича Парыгина: “Потребность во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида”.

Стараясь привлечь к себе внимание, порой под предлогом привлечения общественности, “деятели” искусства переступают самые крайние черты, ставя под сомнение святость человеческих достояний.

“ Хорошо известно возмущение многих людей выставкой Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты», осквернившей Эрмитаж выпотрошенными трупами животных.  8 апреля этого года в Молодежном образовательном центре Государственного Эрмитажа был показан в видеоверсии спектакль того же Фабра Mount Olympus, где мужчины дуют и что-то кричат в анус партнёрам, прильнув губами к прямой кишке. Ранее в Эрмитаже экспонировалась «волшебная люстра» Теренса Коу, сотворенная из грязи, конского волоса, фекалий и крови. В СМИ, телевидении, кино, театре господствует изображение насилия, жестокости, секса, агрессии, катастрофизма, романтизируются преступления и криминальный образ жизни. Обществу навязываются чуждые России нравственные, точнее безнравственные, нормы, а также мультикультурализм, господство которого в Европе уже демонстрирует её цивилизационный суицид.”

Почему-то общество стремиться оправдывать людей, совершающих подобные акты, утверждая, что свобода слова дана для самовыражения, но насколько они ошибаются, подрывая веру и устои других людей, ведь свобода- это правда, которая стоит за каждым человеком и выходя за рамки своей свободы ты нарушаешь свободу других. Подобным вызовом обществу является “акция протеста” в пользу оправдания Кирилла Серебренникова, который как предполагалось, был замешан в хищении многомиллионного бюджета у “Гоголь-центра”, директором которого он являлся. При обыске его квартиры у него обнаружили наркотические вещества.

Рассматривая подобные проявления интервенции и экспансии зарубежной культуры достаточно обратиться к законным актом, чтобы понять, что это положение недопустимо.

“Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”

(Указ президента РФ от 31.12.2015 г. № 683).

“II. Россия в современном мире

11. Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм”.

“III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты статья 30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей”

“В статье 50 утверждается, что «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан…”

“Статья 82. Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют:

…обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия.”

 

Последний пункт, среди вышеизложенных, демонстрирует приоритетность задачи поддержки государством русской культуры.

 

Завершая своё обращение, Совет православной патриотической общественности призвал к “реализации государственной культурной политики” в соответствии с положениями «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. Одним из пунктов стало положение о том, чтобы ввести понятие «культурный экстремизм». Действительно, почему бы и нет? Ведь понятие культура закладывает в человека основу гуманистических идей, справедливости, в целом качества достойные личности, но подобный “культурный экстремизм” во власти создать просто экстремизм в обществе потому, что культура имеет воспитательную и регулятивную функции, поэтому выходит так, что зачастую её используют политики как орудие власти.

 Отойдя от темы, хотелось бы наглядно продемонстрировать влияние политики на культуру, которая в свою очередь влияет на народ.  Ничем не прикрытая интервенция Запада во внутренние дела Украины привела к тому, что история, которой славилась эта страна и которая, по-моему, мнению считалась неделимой с российской, стала переписываться. Культура стала американизироваться и молодое поколение (безусловно, определенная часть) стало расти в среде развития утра правых националистических движений, которые декламируют идеи жестокости. Такое роковое влияние оказала навязанная с рождения культура. Известный украинский писатель, журналист Олесь Бузина был в явной оппозиции, действующей на тот момент власти, за что отдал слишком большую цену… Олесь Бузина придерживался взгляда о триединстве русского народа, поддерживал двуязычие: развитие русского и украинского языков. Он утверждал: «свидомые украинцы озабочены не столько созданием украинской культуры, сколько уничтожением русской». В одной из своих статей под названием “Боже, спаси Европу”, написанной в 2011 году Олесь Бузина отметил: “Мультикультурализм валяется на лондонской городской свалке — рядом с либерализмом, толерантностью и прочими культурными ценностями”, - так оно и есть, пагубное смешение культур, ведет к потере истинной культуры. Но волна культурного разрушения дошла и до Украины. Олесь Бузина был застрелен 15 апреля 2015 года возле своего дома. А с ним, возможна, погибла национальная культура, родственная российской.  Быть может, духовная чума уже стучится к нам?


В “Независимой газете” от 23.01.12 была опубликована авторская статья Владимира Путина “ Россия: Национальный вопрос”, где рассматривается важность национальной культуры. По мнению президента,для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер”. Статья была написана в преддверии его выхода на должность президента РФ (7 мая 2012 года), поэтому данная статья давала перспективы будущему национальной культуры. (Ещё в 2011 году Владимир Владимирович, предложил внести коррективы в российском кинопрокате, напомнив о «Кодексе Хейса», действовавшем в Голливуде в 1930–1967 годах.)

“Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все, так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство”.

 И так, вопрос суверенитета нашей культуры важен. Более того, сохранность наших духовных ценностей является государственным приоритетом и даже входит в задачи безопасности РФ. Чтобы проследить, как решается данный вопрос в нашей стране, стоит проследить за культурно-социальной политикой начиная с 2012 года (написания статьи Путина) и заканчивая написанным обращением СППО к президенту.
 

 В 2013 году В.В.Путин встретился с членами дискуссионного клуба “Валдай”, не оставив без внимания вопрос идентичности русской культуры. Президент в своей речи направленной к членам заседания и общественности подчеркнул: “Сегодня с необходимостью поиска новой стратегии и сохранения своей идентичности в кардинально изменяющемся мире, в мире, который стал более открытым, прозрачным, взаимозависимым, в той или иной форме сталкиваются практически все страны.… Между тем сегодня Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности”. И, пожалуй, одним из самых важных его заявлений были следующие слова:” Суверенитет, самостоятельность, целостность России – безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов, дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех ее участников”. В этом же году был издан указ о проведении Года Культуры в РФ.

 Затем в 2014 году был опубликован документ “ Основы государственной культурной политики”, подготовленный рабочей группой во главе с Руководителем Администрации Президента Сергеем Ивановым. В нем содержались основные направления культурной политики:

“II. Цель, содержание и принципы государственной культурной политики.

 В контексте государственной культурной политики понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества.

III. Стратегические задачи государственной культурной политики

1. Сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа”. А затем Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808. В одном из разделов конкретно говорилось о поддержке государством национальных духовных ценностей:

“VI. Задачи государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации

Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта   как

необходимого условия для индивидуального и общего развития”.

Помимо этого, на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству, посвящённому вопросам реализации государственной культурной политики, были высказаны мысли в пользу поддержания национальных ценностей. В.В.Жириновский выступил на заседании в пользу поддержи русского языка, важнейшего достояния государства: “Мэр Москвы. С какой стати мэр, когда тысячи лет ты был градоначальник, начальник города? Поэтому защищать надо язык, иначе миллиарды людей на земле подумают, что у русских нет вообще ни одного своего термина…У нас культура самая великая, самая замечательная, но не надо мешать депутатам принимать законы, которые бы защищали литературу и язык”.

  В 2016 году (1 декабря) В.В. Путин выступил с посланием к Федеральному Собранию, где затронул множество животрепещущих тем, в частности напомнив, что любое проявление свободы не должно нарушать российские традиции.

“Речь не идет о догмах, показном, фальшивом единении, тем более о принуждении к какому-либо мировоззрению. Все это, как вы знаете, в нашей истории было, и мы не собираемся возвращаться назад в прошлое”-обратился к Федеральному Собранию президент.

 Можно проследить за тем, что в стране, безусловно, издаются указы, различного рода мероприятия для защиты национальной культуры. Каков результат? На этот вопрос можете ответить только вы.

Российский культуролог А.А. Пелипенко в одной из своих статей писал: Любой зрелой культуре свойственно создавать особую буферную зону. Она формируется из норм этикета, стереотипов поведения, бытовых ритуалов”.

Мы видим также, что, несмотря на преобразования, по-прежнему происходит влияние Западной культуры, но невозможно прикрыть тот факт, что сам народ, в большинстве своём, помнит о своем духовном наследии.  В России отмечают памятные даты истории культуры, например, в этом году 24 даты, включая 135 лет со дня рождения К.И. Чуковского, 830 лет поэме «Слово о полку Игореве» и другие. Также отмечают такие праздники как Масленица и Ивана Купала. Продолжение традиций художественной росписи: Мезенская роспись (по дереву), Петриковская роспись, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома и другие. Сохранение традиций казачества на Кубани и великолепнейшие коллективы народного русского танца и хорового пения. Во многих деревнях остался прежний промысел, одежда и даже сохранение диалектизмов. Государственный литературный конкурс “Живая классика”, а также российский кинематограф, напоминающий нам об истории страны- все это лишь малая часть того, как поддерживается национальная культура российским народом.

 

Красноярский край не является исключением из правил в программе поддержки традиций национальной культуры.  В нашем крае творили великие писатели-деревенщики: Валентин Распутин и Виктор Астафьев, оставившие огромный след в русской литературе. В городе Красноярск есть известные в России и зарубежном ансамбли русского народного танца: “Адастра” и “Раздолье”, которые покорили своими выступлениями зрителей “Дельфийский игр”. А также коллектив “Молодость Енисея”, который недавно отпраздновал свой 55 год на сцене. Но и молодое поколение в коллективе “Улыбка” являются многочисленными призерами и победителями международных конкурсов. Большую роль в городе занимают и фестивали, например, фестиваль “Жить в России, жить по-русски”, проходящий на набережной города, рассказывает людям о русской культуре, проводя различные мастер-классы и развлечения.  

В завершении я бы хотел отметить, что слияние культур - не есть плохо, но только в случае если это не вредит духовным ценностям и уж тем более государственности. Владимир Путин в своей статье писал: "Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром". На территории нашей страны проживает около 190 различных народов и благодаря этой разнообразности и совместному опыту наша страна не проломилась перед глобализацией Запада, лишь благодаря единству наша культура не теряет идентичности и можно с уверенностью сказать, что последний оплот нравственности не откроет путь духовной чуме. Ещё древнеримский историк Саллюстий говорил: “При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается”- наша великая культура ценна историей, а история наша ценна многонациональностью.

 

Автор: Егор Николаев

Читать все новости
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи