+4°
  • 63.57
  • 70.46

Совершенствование системы управления градоустройством – назревшая необходимость

03.11.2016

Изменение социально-экономической политики в стране, перевод страны на «рельсы» рыночной экономики, приватизация большей части основных фондов вызвали и обострили целый ряд негативных проблем в функционировании и развитии межселенных территорий, российских городов и сел, предопределили необходимость крупномасштабных преобразований в сфере градоустройства.

В России до настоящего времени не определена чёткая градостроительная политика, не принята Градостроительная доктрина РФ, учитывающая изменившиеся социальные, политические и экономические условия жизнедеятельности государства.

Градостроительство не используется как системное, эффективное и постоянно действующее средство стратегического планирования социально-экономического развития территорий.

Архитектура утратила лидирующие позиции в защите интересов граждан и потребителей к градостроительному качеству селитебных территорий. В России распалась дисциплина, обеспечивающая необходимую связность архитектуры и общества. Благотворность рыночных отношений оказалась утопией. Неопределённость, в которой «увязают» сегодня реформы общества, и усилия возродить экономику страны проецируются и на проблемах архитектуры.

Некогда взвешенный подход к развитию и освоению территорий, предусматривающий широкий спектр исследований и научных обоснований, сегодня упрощён до примитивизма, необходимая исследовательская работа на стадии формирования исходных данных для разработки градостроительной документации не проводится и подменяется типовыми шаблонными техническими заданиями.

Отсутствие в структуре исполнительной власти страны и регионов уполномоченного профессионального органа, ответственного за градостроительную деятельность привело к недопустимой противоестественной и унизительной подчинённости градоустройства и архитектуры строительно-коммунальным министерствам и ведомствам.

Этими структурами градостроительство было вытеснено из сферы управления развитием территорий на «задворки» строительного комплекса.

Устранившись от градостроительной деятельности и переложив её на местные органы самоуправления, государство принизило значимость градоустройства в прогнозировании социально-экономического развития территорий России.

Градостроительным кодексом РФ проблемы развития территорий не затрагиваются. Отсутствие стратегического планирования на всех уровнях власти и неспособность местных органов самоуправления генерировать ожидаемые правительством страны идеи территориального развития подведомственных территорий болезненно сказались на экономическом потенциале страны, сохранении и развитии производственных сил, социальной сферы, на проведении инвестиционной экономической  политики в регионах.

В условиях неопределённости и хаотичности рыночных отношений местные органы морально, организационно и профессионально оказались не готовы управлять развитием подведомственных территорий.

Россию захлестнула полоса неуправляемой хаотичной застройки, приведшая к упадку архитектурно-градостроительной культуры, огульному «разбазариванию» земельных ресурсов, росту малокомфортной жилой среды городов, потребительскому отношению к культурному и природному наследию. В застройке городов стала преобладать логика интересов строительных компаний, снижающая градостроительную ценность территорий, противоречащая гуманитарным и эстетическим качествам среды обитания.

Градостроительство из основного средства производства, стимулирующего развитие производственных сил и производственных отношений как основы безопасного и устойчивого развития, стало банальным средством наживы, превратилось в товар со всеми его негативными атрибутами: частной собственностью на землю, междоусобной борьбой монополий, беспредельной коррупционностью, диктатом инвесторов. Результат – кризис городского планирования, конфликт частных и общественных интересов в территориальной деятельности. Эти негативы появились в застройке Красноярска.

По оценкам респондентов социологических исследований застройки Красноярска руководство города, вместо реализации общегородских интересов, реализовало интересы строительных «монстров», в ущерб качеству городской среды.

Красноярск застраивался в соответствии с целями трех субъектов, которые использовали территорию города и его окрестности как ресурс бизнеса и получение прибыли. На свободных территориях города, до настоящего времени, «вырастают» переуплотненные жилмассивы жилых многоэтажек малокомфортабельного однокомнатного жилья. Покупатели жилья не улучшают, а ухудшают качество своей жизни в массиве многоэтажных башен с мизерными дворовыми пространствами, забитыми автостоянками. Возводятся сотни тысяч квадратных метров жилья, лишённые минимальных гуманитарных качеств.

Неслучайно в общественном сознании красноярцев сформировалось позитивное отношение к макрорайонам города, построенным в советский период времени. По мнению жителей, в сравнении с высокоплотными современными кварталами с «каменными джунглями» внутридворового пространства «советские» районы воспринимаются сегодня как качественная среда.

Негативы градостроительной деятельности местных органов самоуправления вызвали необходимость пересмотра государством своих взглядов на роль градостроительства в социально-экономическом развитии России.

Президент страны В.В. Путин в послании Федеральному собранию в мае 2012 года на съезде Народного фронта дал поручение Правительству считать новое градостроительство приоритетной задачей и предложил дальнейшее совершенствование законодательства в части улучшения качества городской среды.

В 2014 году был принят Закон РФ № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», дополняющий Градостроительный кодекс РФ, обязывающий субъектов России и муниципальных образований разрабатывать долгосрочные и краткосрочные стратегии социально-экономического развития в рамках стратегии взаимосвязанных схем развития территорий.

На заседании Государственного Совета РФ в декабре 2014 г. архитектурно-градостроительная культура впервые в постсоветское время на государственном уровне была признана неотъемлемой частью культуры России.

Текущий год ознаменован тем, что наше Правительство наконец-то «услышало» архитектурное сообщество, которое много лет не могло «достучаться» до «власти» с предложениями по восстановлению статуса архитектора и архитектуры в социально-экономическом строительстве новой России.

По итогам заседания Госсовета РФ от 17 мая 2016 года Президентом Путиным В.В. был утвержден перечень поручений, предусматривающих совершенствование институтов градостроительного планирования и установление прямого подчинения главного архитектора субъекта РФ высшему должностному лицу – руководителю высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

Можно надеяться, что период неадекватного существования архитектурной профессии в стране миновал и наступил период становления архитектурно-градостроительной культуры страны.

Стратегией отечественного градоустройства должно стать улучшение среды обитания в широком понимании этого слова. Оно должно проходить на базе градостроительной доктрины РФ, приоритетных направлений региональной градостроительной политики, обновлённых региональных градостроительных норм и правил, разработанных и утверждённых документов территориального планирования. Однако претворение в жизнь таких подходов, как показала жизнь, в принципе невозможно без модернизации и усовершенствования структуры управления градостроительной деятельностью.

Органы государственной власти субъектов РФ должны быть дополнены структурой в лице Министерства территориального развития и градостроительства, осуществляющего функции градостроительной политики и управления градостроительным развитием территорий.

В функции Министерства должны входить: планирование градостроительной деятельности, ведение государственного контроля за соблюдением законодательства в области градостроительной деятельности, организация разработки градостроительной документации,  информационное обеспечение градостроительной деятельности, мониторинг реализации схем территориального планирования,  контроль за соблюдением условий охраны культурного наследия.

Деятельность Министерства должна способствовать обеспечению условий для стратегического планирования развития территорий.

Министерство должно быть подведомственно Губернатору региона РФ.

В Красноярском крае Министерство территориального развития и градостроительства логично организовать на базе действующей структуры Службы по контролю в области градостроительной деятельности администрации края. Уже сегодня эта Служба, помимо основных обязанностей по контролю в области градостроительной деятельности, принимает активное участие в работе постоянно действующих комиссий и рабочих групп по: комплексному развитию территорий края; организации взаимодействия органов исполнительной власти в градостроительной деятельности; распределению субсидий краевого бюджета.

Контроль в области градостроительной деятельности Службой сопровождается экспертными заключениями на проекты схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, городских округов.

Службой также сформулированы основные направления развития градостроительной деятельности на перспективу по совершенствованию краевой нормативно-правовой базы градостроительной деятельности, реализации проектов схем территориального планирования, созданию единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что диапазон выполнения функций Службы уже адекватен и приближён к задачам будущего Министерства территориального развития и градостроительства.

Положение регионального лидера России и масштабы предстоящих преобразований обязывают край совершенствовать структуру управления развитием территории.

В стратегических планах социально-экономического развития края, учитывающих необходимые преобразования и ускорение темпов развития общества в России, градостроительство должно занять достойное место.

В масштабах страны Красноярский край обладает необходимым потенциалом для выхода на лидирующие позиции в своём развитии. Пространственная организация территории края должна быть ориентирована на максимальное использование этого потенциала для обеспечения устойчивого функционирования и развитие всех секторов экономики, связанных с использованием земельных ресурсов, рынка недвижимости, формированием инфраструктуры межселенных пространств и населённых пунктов.

Создание Министерства территориального развития и градостроительства в составе Правительства края, способствующее повышению качества и активизации градостроительной деятельности в социально-экономическом развитии Красноярского края, – назревшая необходимость и веление времени.

Заслуженный архитектор РФ

Член-корреспондент Российской

Академии архитектуры и

строительных наук

В. Шадрин

Читать все новости
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи
    Новости Глянцевого журнала Счастливая мама