+4°
  • 63.57
  • 70.46

«Духовно-нравственное воспитание – острейшая потребность национальной безопасности»

«Духовно-нравственное воспитание – острейшая потребность национальной безопасности»

06.11.2014

Тема: «Духовно-нравственное воспитание – острейшая потребность национальной безопасности»

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Андрей Думанский – редактор еженедельника «Аргументы Недели. Енисей», член-корреспондент Петровской академии наук и искусств:

В связи с событиями на границах России, в дружественных нам странах, а также то, что в столицах происходят марши фашистов, так называемых неформалов, болельщиков, и, что более тревожно, реформы в образовании, где уже полностью выхолощены аспекты воспитания. Нет национальной идеи. Поэтому предлагаю обсудить тему, которая уже реально касается национальной безопасности.

Наше заседание особенное. Мы впервые проводим его совместно с Университетом Российской академии образования, за что особая благодарность нашему старому другу, директору Красноярского филиала, профессору Николаю Ивановичу Дроздову.

И еще. Для нашего «Капитанского клуба» это очень ценно и важно. Мы сегодня презентуем две новые книги: «Методология духовно-нравственного воспитания» авторы Н.И. Дроздов, В.А. Мальцев (2011 г.) и «Либеральная этика и христианский гуманизм: история и проблемы» автор В.А. Мальцев (2014).

В прошлом, 41, номере «Аргументы недели. Енисей» мы опубликовали первую часть – выступление одного из модераторов круглого стола, почётного профессора ВСОА, руководителя ТЛМО «Керосиновая лампа» Александра Викторовича Александрова. Сегодня мы продолжаем публикацию и приводим высказывания всех участников заседания.

Вступительное слово. Дроздов Николай Иванович – д.и.н., профессор, директор Красноярского филиала Университета Российской академии образования:

После встречи с главным редактором еженедельника «Аргументы недели. Енисей» Андреем Думанским, показав ему несколько новых книг, мы договорились, что Университет Российской Академии образования выступит инициатором сегодняшнего круглого стола. Я два с половиной года являюсь членом «Капитанского клуба», и здесь на разных заседаниях было затронуто немало важнейших и интереснейших тем. Предлагаю сегодня обсудить проблемы воспитания: патриотического воспитания и духовно-нравственного… И всё то, что связывает их воедино.

Небольшой исторический экскурс: Во времена СССР с определенной идеологией страны, как лучшей страны в мире, мы должны были к 80-му году построить коммунизм и жить безбедно, жить без денег, жить совершенно по-иному. Но было очень много вопросов, которые я помню из своего детства, и которые не задавали дети. В школе у нас был настрой, мы должны были учиться хорошо и помочь нашему государству во всех областях, помочь стать передовой державой в мире и построить коммунизм. Впервые в истории человечества. Эта идея была заложена в голову каждого подростка. Позвольте привести слова из песни – «С чего начинается Родина, с картинки в твоем букваре», текст песни вам всем хорошо знаком. Наверное, текста песни будет достаточно, чтобы определить, что мы потеряли. Мы потеряли государство, не только Советский Союз, мы потеряли Российскую империю. СССР был в рамках Российской империи, которую на протяжении долгих веков цари – государи (в советской риторике были эксплуататорами и т.д.) воссоздавали:

Петр 1 – Азовские походы – это тот самый Крым, Каспийский поход. Мало кто знает, что Петр 1 прошелся по Каспию до Ирана, чтобы присоединить эту территорию. Защитить российский юг, изгнать турок. Затем потребовалось решить проблему с поляками, урегулировать ситуацию со шведами. Тогда и возник Санкт-Петербург, как форпост северных границ в 1703 году.

До Петра Иван Грозный посылает отряды, которые идут за Камень, то есть, за Урал, на ту территорию, которую мы сейчас называем Сибирью, но не для того, чтобы её завоевать. Это было единственное в истории человечества присоединение, когда мирным путем освоилось самоё громадное пространство на земле – Сибирь. До самого Тихого океана.

Почему величайшей страницей в истории является город Енисейск, 400 лет которому будет в 2019 году? Это не просто наш, российский, город – для Российского государства он имеет особый статус, оттуда все отряды шли на восток, навстречу солнцу, освоение новых земель осуществилось через Енисейск. Созданная Российская империя существовала до 1917 года. В 1991 году после Беловежской пущи с развалом СССР была потеряна идеология страны. Конечно, определенная идеология была создана – ваучеризация, и т.д. Но мы потеряли самое главное, потеряли молодежь! Слово патриот стало ругательным!

С каким боем губернатор Александр Лебедь создавал кадетские корпуса, как это было сложно! Он создавал особую интеллигенцию, гражданина новой России, новую идеологию. Трудно оценить, что такое национальная идея. В многонациональном государстве, многоконфессиональном. У нас в регионе даже виссарионовцы есть… И это тоже особая идеология, религия. Посмотрите, что происходит на Ближнем Востоке, как меняется прежде гуманистический ислам. Но как в нем агрессивно развивается особое течение – ваххабизм. Мир становится свидетелем разрушения памятников цивилизации, истреблением мусульман в Сирии, Ираке, Палестине. Строится «Исламский халифат», вовсю зверствуют боевики ИГИЛ.

Вернемся к нашей стране. Мы старались в первую очередь подумать – как воспитать человека? Владимир Путин говорит о том, что необходим единый учебник истории, должна быть единая трактовка исторических событий в России. Сколько учебников истории сейчас? Более сорока. Даже филантроп Сорос, американец венгерского происхождения, дал миллионы долларов на то, что бы купить наших ученых, учителей, чтобы разрушить одну из лучших систем образования в мире. Соросовские учебники, распространённые в России, сделаны так, чтобы выхолостить патриотизм, выхолостить духовно-нравственное начало (в них Гражданской войне отводится 2-3 страницы, а Второй мировой войне 5-6). И я очень благодарен, что в рамках программы «Святость материнства»фонд Андрея Первозванного (возглавляет В.И. Якунин) – начали издавать учебники, книги о нравственных основах семейной жизни. Ведь какая семья, такая у нас и страна. Есть гражданский брак, а есть духовный, когда венчание в церкви... Общество довели до такого состояния, что понятие семьи начинает размываться. Уже государство понимает, что надо поддерживать семьи, в том числе многодетные. Несколько лет существует государственная программа по поддержке многодетных семей.

Сейчас наше духовенство начинает душу людей лечить не только в храмах, но и в учебных заведениях. Хотя у нас гражданское образование, оно не связано с духовным. Там начинается нравственная основа жизни, чтобы её внедрить, необходимо не только привлекать духовенство, но и проводить уроки учеными, педагогами и известными людьми, на чьих примерах воспитывалось поколение. И вот я на круглый стол принес книги, о которых в самом начале сказал ведущий Андрей Думанский. Книги о духовно-нравственном воспитании для граждан.

Еще когда я был ректором Красноярского педуниверситета им. В. П. Астафьева, мы пробовали вводить уроки патриотизма и духовно-нравственного воспитания, приглашать известных людей в учебные заведения. Увы, не получилось по многим причинам. Сейчас я в УРАО практикую такую форму. Приглашаю, например, самого известного заслуженного тренера в мире и патриота России Дмитрия Георгиевича Миндиашвили, который рассказывает студентам о том, что делает для воспитания характера спорт. Он говорит, за карьеру его воспитанники до 400 раз слушают на различных соревнованиях гимн страны. И они пропитываются гордостью за страну, за свой успех.

Очень важна роль учителя, и подготовка его в вузах. Мы в КГПУ с известным педагогом, профессором Марией Ивановной Шиловой придумали бренд – «Сибирский характер, как ценность». И сепаратизм тут не причём. Просто есть такое понятие – сибирский характер, через него можно показать путь духовно-нравственного становления сибиряков. Это история. Что они – переселенцы, которые пришли на необжитые земли и сделали всё, чтобы появилось уникальное место на земле. Это Сибирь. Путём героического труда, через трудности и необходимость выживать в тяжёлых условиях и сформировался сибирский характер, кстати, вобрав в себя всё ценное из многообразия народов и народностей, проживающих в Сибири.

Мы от УРАО предлагаем программы министерству образования края, но, увы, пока молчание от них. Нужна система. Без системы ничего не будет. У нас есть наработки, есть исторические возможности разрабатывать эту тему, которые поднимут нас на нужный духовно-патриотический уровень.

Андрей Думанский:

– Буквально вчера, начался пересмотр на Украине (указ Порошенко) итогов Великой Отечественной войны, которую сейчас там назвали не освободительной! Что скажете?

Николай Дроздов:

– Я давно мечтал попасть в Брестскую крепость. В 2012 году, наконец, побывал там. Меня поразили надгробия: подпись и венок стоит. Я читал фамилии: Арутюнян, Секашвили, Иванов, Степанов и т.д. Многообразие фамилий разных национальностей, которые были защитниками Брестской крепости! Это что было? Люди защищали свою Родину! Политики на Украине не знают истории, того, что происходило. Они даже не спросили мнения людей. Всегда привожу в пример историю. Я знал на Украине семью. Так вот, мать в Черниговской губернии потеряла восемь своих сыновей (всего было 4 таких случая). Они кого защищали? Украину, Россию, Советский Союз? Они защищали свой дом, свою землю, нас с вами.

Поэтому, меня возмущает как человека, как историка то, что происходит такой пересмотр всей Великой Отечественной войны! Мы должны противостоять разумно! Призывы: «Москаляку на геляку!» или «Кто не скачет, тот москаль!» – перебор уже.

Андрей Думанский :

Президент РФ Владимир Путин впервые в постсоветское время сформулировал стандарт воспитания молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Погудин Виктор Альбертович – учитель истории СОШ №148, руководитель музея имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Борисевича:

– У меня 31 год педагогического стажа. Сейчас педагогов завалили бумажными отчетами, отвлекающими от реальной работы с детьми. Даже Совет ветеранов в сентябре потребовал от нас отчет, что мы будем делать к 79-летию Победы. А я бы хотел вас спросить – в чем можно измерить патриотизм? Как ребенка можно оценить с точки зрения патриотизма?

На Украине идёт настоящая война, проплаченная. Воюют наемники, у них нет ни Родины, ни веры, ничего. В нашей стране сейчас особенно не хватает государевых детских организаций. Нам не хватает октябрят, пионеров! Ведь закалка была на всю жизнь. Девиз – делай, как я! В мои школьные годы наш классный учитель везде ходила с нами, на сбор металлолома, макулатуры. В лес с нами ходила. Пример: «А кто, если не я?».

Мы создаем с ребятами уже восьмой школьный музей, пишем научные работы. В нашем музее всё можно потрогать руками. В школах раньше были патриотические клубы, спортивно-прикладные секции – сейчас не хватает этого. Государство должно поддерживать подобные начинания, но ему не до того.

В 1990 году мне предложили поехать в Новгород, где погиб 47 отдельный лыжный батальон, сформированный из красноярцев. Со мной поехало десять ребятишек, и мы под Лезно, под деревней на плацдарме в одном блиндаже подняли 386 человек. Доставали черепа, и мы определяли по форме возраст погибшего: 20, 30, 40 лет… Ребята после этого случая изменились на глазах. С поиска приезжают другие. Был такой у меня ангарский хулиган Андрей Дубец и вот я ему показываю на черепа, констатирую, у кого детей не было, у кого остались там в тылу. И у него в глазах слезы.

Здоровенный Саша Хлыщев притаскивает из кустов крышку от немецкой мины, я ему строго объясняю: не ходи туда, может и взрыв быть, и многое другое… Дисциплина в археологическом лагере должна быть. Нельзя, ребята, там брать ничего, это кладбище, большое кладбище – сотни тысяч бойцов лежит там в лесах… Этот поиск привел меня к мысли: как они там, в болотах, воевали?

Молодые учителя – они не такие, они другие, и детям это нужно принимать. Я занимаюсь программой «Птицы на снегу», мы изготавливаем кормушки для разных птиц, вот она, наша Родина. Не выделяем кого-то особенно, например, синиц, – всех кормим. Мы, как и птицы – все из Сибири. Мы многонациональные, нам нельзя здесь воевать! Вот я – потомок казаков и терских, и донских. А они пришли сюда, в Сибирь, жен-то взяли местных. У меня кровь и кыргызская, и эвенкийская. Моя бабушка говорила: «Мы эваньки, эвенки мы!». Она была маленькая, голубоглазая, раскосая, светловолосая.

Ребятам у кормушки рассказываешь, синичка прилетела. А как ее звали на Ангаре? Жевланчик. А вот трясогуска побежала, а отец мой говорит – это плисочка. Ушкан – заяц. Заметьте, какой говор.

Русь всегда держалась на меценатстве. Приходили бы предприниматели в школы, помогали бы создавать музеи. Ветераны же уходят, уходит поколение, помнящее войну. Современной школе тяжело, когда есть проникновение американской идеологии при утрачивании собственных корней, собственной памяти.

Андрей Думанский:

Вы затронули тему Русского мира. Русский мир – это не этническая общность, к ней относятся люди, живущие в разных частях света и не всегда хорошо говорящие по-русски, но всех их объединяет приверженность идеалам православного гуманизма и особая русская ментальность.

Во многих словарях написано, что Русский мир является общим «цивилизационным пространством», покоящимся на трех столпах: православие, русская культура и русский язык. Общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие.

Ковалев Валерий Анатольевич, к. пед. наук, доцент КГПУ им В.П. Астафьева:

– Родился я на Украине, через два месяца после войны в Винницкой области (в месте около бывшей ставки Гитлера). Мать, когда воевала – возила бомбы на полуторке, отец их бросал с самолета в глубоком немецком тылу. И вот мама поставила точку на войне – меня родила. В октябре ночью пришли бендеровцы ее убивать, но она с припрятанным парабеллумом гнала их от дома до самого леса. Сильная духом женщина была. На следующий день пришел патруль с комендатуры, но у нее уже пистолет без пружины был. Соображала, что к чему.

Мне пришлось с отцом и с мамой очень много перемещаться по стране. Отец – летчик на ТУ-4 («летающая крепость»), гигантский самолет.

На Украине в городе Прилуки был во втором классе. Там узнал, что я кацап. Был около дома, где родился молодогвардеец Олег Кошевой, и к нам подходили местные люди и говорили, что все неправда. И там я видел гигантские клумбы, у которых стояли таблички с надписью «200» или «500». Это были захоронения солдат, освободивших город Прилуки. Не было ни памятников, ни списков. Позже я узнал, что солдаты лежат там неопознанные.

Был в городах Миргороде и в Мелитополе. А там степи, пески. Ветра выдувают пески, и люди постоянно находят торчащие снаряды или мины. До сих пор находят неразорвавшиеся боеприпасы. Думаю, что к ним добавились и сегодняшние.

Так получилось, что я служил в погранвойсках. У меня был опыт военно-патриотической работы большой и там. Ходил заниматься с детьми в детский дом и в школу города Находки. В КГПИ когда-то отвечал за патриотическую работу. Сейчас помогаю красноярскому центру «Патриот», которым руководит Николай Николаевич Жаров. Первые сборники научных статей вместе с ним начали выпускать с 2002 года, создали методику определения уровня знаниевого комплекса по патриотическому воспитанию для начальной школы.

Вот вам пример. Вопрос: улица Белинского в Красноярске в честь кого названа? Все думают, что в честь известного литературного критика. А она названа в честь Героя Советского Союза, проживавшего в Северо-Енисейском районе. В Красноярске мало кто знает, что он с северов и на войне повторил подвиг Александра Матросова. Можно много примеров привести. Многое я в своих рассказах напишу.

Что касается Украины. Посмотрите, фигура Яроша. За ним патриотическое движение, он много работал против нас в этой сфере. И он может стать большим политиком, что, собственно, и произошло. Надо быть внимательным к тому, чем они там занимаются. Для своего опыта, безопасности. Вчера показывали пионерские украинские организации с черными галстуками.

У меня есть предложение для круглого стола, важная государственная задача. Вот мой отец имел орден Красной Звезды, много было у него боевых наград, медалей. Как закрепить память народную? Два года мы обсуждаем с Андреем Николаевичем эту идею. Необходимо сделать так, чтобы награды стали не только достоянием семьи, но и государства. Прежде всего, это личные награды, несомненно, но и, в то же время, великое наследие воинской славы. Получены они за заслуги перед Отечеством. Учет должен осуществляться государством организованно. Запретить торговать орденами и медалями. Семья должна их хранить, а дети пусть пишут семейную историю. И так из поколения в поколение.

Необходимо отработать статус «право ношения» медалей на праздничных торжествах кем-нибудь из семьи, например, в честь Дня Победы. Когда умрет последний участник войны, семейные реликвии всё равно должны присутствовать на параде, – это будет парад орденов и наград. Сами ордена не выносят, а какой-то знак, ленточка и т.д.

Андрей Думанский:

– Но сейчас же на 9 мая идет «Бессмертный полк», дети, внуки несут портреты своих дедов?! Хорошая идея и теперь уже традиция.

Валерий Ковалев:

– Но я говорю про то время, когда уйдет последний участник Великой Отечественной. Ордена должны сохраниться, как неотъемлемая часть памяти! Спасение орденов и медалей – ключевая и патриотичная идея! Важно чтобы ордена и медали не расплавили на серебряные колечки.

Можно их сохранить в храмах, но у нас многонациональная страна и в храмах не получится, возможно. Но все равно можно что-то придумать. Где хранить, как вести учет и т.д.

Александр Александров:

– В Российской империи этот вопрос уже был проработан. В казачьих и других семьях не только хранили ордена, но и имели право носить после смерти. Вдовы могли носить посмертные награды погибших мужей. И по ним можно было определить первородство, историю рода. Именные же были ордена, георгиевские кресты и т.д.

Виктор Погудин:

– Сейчас возрождается практика Вечного огня. Мое предложение, чтобы дети во всех школах вышли в интернет и поискали награды своих дедов. За что и когда было присвоено. И чтобы написали сочинения или отзывы – «Спасибо деду за победу!». И многие дети уже пишут об этом.

Андрей Думанский:

– Члены краевого совета красноярского отделения НПО «Родина» сегодня провели возложение венка к вечному огню. Когда мы собрались на мемориальной площади, то обнаружили там два взвода кадетов. Офицеры проводили тренинг. Дело в том, что с 28 октября в Красноярске запускается пост №1. Кадетам дано право участвовать в старте этой памятной акции. Но и учащиеся школ, патриотических клубов будут стоять с оружием у обелиска. Школьные команды соревнуются за право участвовать в церемониях. Мы все – бывшие постовцы, наверное, каждый из участников круглого стола когда-то стоял в почетном карауле. Нам нужно воспитать грамотного, сильного духом, одухотворенного человека.

Одна из полезных образовательных практик, сильная патриотическая и государственная система – система кадетских корпусов.

Захаров Игорь Евгеньевич - председатель Совета общественного движения кадетов «Северный крест»:

– Почему наше движение названо именно «Северный крест»? Мы долго думали над названием, а «Северный крест» – видимая часть созвездия «Лебедь». Нам очень хотелось, чтобы память об основателе кадетского движения в крае Александре Лебеде была увековечена, чтобы ненавязчиво ощущалось его присутствие! Но преемственность хороших начинаний в крае не была поддержана.

На одном из торжественных мероприятий на выступлении детей Лебедь, повернувшись, сказал: «Очень важно, чтобы дети с малых лет были заняты в различных организациях, будь то скауты, кадеты, октябрята».

Кадетское движение – более широкое, чем система образования. Система кадетского образования (12 учреждений) в нашем крае для России является уникальной. В рамках этих учреждений обучение происходит по единой методике. Как система она сложилась наиболее качественно в Красноярском крае в силу самых разных причин и благодаря педагогам, которым, невзирая на смены губернаторов, удалось удержать эту систему образования на хорошем уровне. Конечно, есть и проблемы, не без этого. Система достаточно закрыта, мы видим её только на парадах и ярких мероприятиях. Но нет никакой информации о том, что происходит с выпускниками потом. Первый выпуск был в 2002 году. Этим выпускникам почти 30 лет. Мы выяснили, что 60% продолжают служить Родине, в армии, силовых ведомствах. В основном это три ипостаси: силовые структуры, защита Родины, государственная служба и духовная служба. Примеров предостаточно, даже учатся в духовных семинариях.

Есть при подготовке девочек в мариинских гимназиях свои сложности, я бы мог порассуждать и поспорить на счет казачьих кадетских корпусов.

Система кадетских корпусов могла бы стать одной из составных частей развития патриотизма. Над ней необходимо продолжать еще работать, чтобы разобраться, а что потом происходит с этим детьми, как они потом уверенно входят в жизнь. Спасут ли они наше государство? Тут еще есть сомнения. Но элемент элитарности, который им закладывается, ведь в нём есть и обратная сторона, есть риск того, чтобы они не превратились в «золото и бриллианты». Так называемый золотой миллиард.

У представителей общественности есть на данные момент немало работы с молодёжью, многое необходимо внедрять, расширять их кругозор, чтобы мы не теряли поколения.

Андрей Думанский:

– С 90-х годов по России прокатились различные идеологически войны. Мультики детям подменили, стали показывать всяких там симпсонов… Появились однополые браки. Уже по самой Европе, откуда пришла эта зараза, уже идут манифестации против усыновления детей супругами, состоящими в однополых браках. Сейчас, правда, уже больше духовности на экранах телевизоров. И даже бытует мнение, что с 90-х годов мы потеряли целое поколение.

Никитин Валерий Юрьевич – председатель центра воспитанников по военно-морской подготовке «Морские ангелы», педагог-организатор:

– Название «Морские ангелы» утвердилось 19 января, когда мы сформировались как Центр. Директор Дома офицеров пригласила нас (спасибо директору), предоставила помещение, мы сейчас занимаемся там. На сегодняшний день у нас есть своя программа, свой проект. Мы проштудировали все документы и выяснили, что мы с военной начальной подготовкой относимся к дополнительному образованию. И нужна лицензия, для того, чтобы была возможность этим в дальнейшем заниматься. Нас поддерживает управление молодежной политики администрации г. Красноярска. Уразов помогал, сейчас занимается Универсиадой. Нам помогает ряд офицеров запаса: Орловский Сергей Петрович, Шумилов Сергей Анатольевич. Имеется договор с Канским морским кадетским корпусом, с корпусом в Кедровом.

Сложность в том, что большое количество военных клубов не могут зарегистрироваться и работать! Зачастую задается главный вопрос: «Зачем вам это надо?». Затем, что дети и родители должны знать, что есть возможность готовить гражданина. И многим родителям это надо. Они понимают важность духовно-нравственного воспитания. Ребенку можно внушить все, что угодно. Некоторые школы считают нас «сектой» и запрещают детям ходить к нам. На сегодняшний день в нашем центре 86 человек, а начинали мы работу в 2011 году. Помогала нам начинать директор пищевого училища Юдина Оксана Васильевна, у неё был неэффективный клуб. Дали нам самых непростых учащихся 12 человек, сорванцов. Мы позанимались немного и с первых же соревнований привезли кубок и грамоты. Работать в ПТУ можно и нужно.

Сейчас к нам дети приходят с 8 лет, по закону можно заниматься с 15 лет, а что им делать до этого? Мы разработали проекты, лекции, но лицензия на работу нашего центра стоит тридцать тысяч рублей. В некоторых школах существует своя теория: платный кикбоксинг, например, – либо ребёнок ходит туда, либо он плохо учится. А любое обучение необходимо начать с детства. Начинать подготовку ребёнка с подготовки родителей, пока семья не поймет, для чего это нужно им самим. С чего начинается Русь? Что значит для человека его дом? История страны своей. Когда ребенку рассказывают, для чего это надо и кому это надо, он начинает увлекаться. Ребенку нужно прививать любовь к тому месту, к той земле, на которой он живёт, – прививать любовь к Родине!

Губич Людмила Ивановна – директор школы № 45 Свердловского района:

– Воспитание человека очень важно для государства, а основы воспитания закладываются в семье. Нигилизм, который присутствует в семье, рождает собой безответственность и отсутствие нравственной позиции у родителей! И это отражается на детях.

Когда я еду по улице и вижу надпись «ВОВ» – это для меня шок! Русская идентичность – в языке. И мы, сокращая язык, важные надписи – урезаем себя самих. Этого вообще нельзя допускать. Так мы только выхолащиваем духовные ценности и ничего нравственного при этом не несём. Очень много потеряли, потеряв детские организации. Боролись с одним, а потеряли другое. Действительно, у нас в 90-е годы не все уделяли должное внимание воспитанию своих детей, потому что родители были заняты тем, чтобы их прокормить. Ну а сегодня к нам пришли дети тех, кого не воспитывали. Если дитё воспитывали в детском доме, то и сам ребенок, став взрослым, считает нормальным воспитывать детей в детских домах. Он допускает это и для своего ребёнка. Это же практика ужасная. Сейчас надо прикладывать огромные усилия на восстановление традиций семьи.

Некоторые инициативы по сохранению семьи будут вести к обратным результатам. Например, проводили как-то с Ковалевым конкурс по противодействию наркомании. Что мы там увидели в рисунках? Полный технологический процесс. Дети уже знакомы с этой пагубной заразой. Или еще пример, мера – за разводы брать большую сумму денег. Как результат, молодые люди просто не идут в ЗАГС, боясь больших выплат. Или еще, очень сложно искать национальные корни. Я сама не могу определить, какие у меня корни. И тема национального воспитания, сибирской идентичности еще более сложная. Так что вы затронули здесь очень сложные темы. Воспитанием надо заниматься всем миром.

Андрей Думанский:

– Кстати, у нас сегодня на заседании круглого стола должна была выступать академик, доктор педагогических наук, автор книги «Сибирский характер» Мария Ивановна Шилова. Она приболела, но мы знаем, что итоги нашего круглого стола она будет читать очень внимательно. Она не только наш друг и наставник, но и член Капитанского клуба.

Говоря о соборности, о духовных скрепах, о семье, нельзя не упомянуть про роль женщин в обществе.

Ледовская Елена Юрьевна – общественный деятель г. Енисейск, председатель МО «Союз горожан «Енисейский характер», руководитель КРО «Женщины бизнеса»:

Работая очень много с детьми из детских домов, мы разработали проект «Школа жизни» для воспитанников из детских домов. Эти дети не получают, семейного тепла, духовности, а о патриотизме нечего и говорить.

У нас были большие планы, в том числе адаптация детей в бытовых условиях, но мы столкнулись с тем, что большой заинтересованности никто не проявил, ни органы власти, ни сам детский дом. Дети тянулись к нам. И до сих пор в душе остался осадок – чувство, что мы пришли и ушли. Общественная инициатива – не поддерживается. Очень обидно.

Но говоря о патриотизме, надо говорить и об ответственности. Вот пример: Енисейск, 9 мая, вечный огонь. Прошёл митинг, торжественное шествие, включая бессмертный полк. Все хорошо и традиционно. В городе 17 ветеранов Великой Отечественной войны. Наша общественная организация «Союз горожан» приготовила подарки для ветеранов, мы нашли возможность их вручить, хотя мэрия негласно противилась… Они же главные. И вот люди расходятся, от завершения митинга прошло-то всего 40 минут, а может и меньше, – ещё ветераны не все разошлись. Мы стоим у вечного огня и тут… газ закончился, ветераны идут мимо в недоумении. Жители стоят с цветами, а огня нет.

Я хочу высказать предложение: мы должны выработать стратегию возврата общественных организаций, увеличить их численность, усилить работу на местах. Это всё можно делать. Больших денег не надо. Кстати, никто ничего не запрещал. Сейчас есть попытки возвратить патриотические идеи – главное, чтобы они внесли определенную систему в работу с детьми. И я бы не сказала, что это поколение потерянное. Просто с ним мало занимаются. Вот мы столкнулись, что никто не занимается с детьми малоимущих родителей…  Необходимо обратить внимание органов власти на помощь всем детским и общественным организациям.

Валерий Ковалев:

– Никто ничего не запрещал. Нужно только иметь желание и волю. В Красноярске единственная школа №100 (директор – Авдеенко Алла Петровна), которая сохранила, несмотря на смену строя, свою пионерскую организацию. Уверенно провела свой школьный корабль до самой свой пенсии.

Андрей Думанский:

– Сейчас в краевом центре есть много примеров, когда дети в школах носят галстуки: синие, оранжевые и т.д.

Елена Ледовская:

– Считаю, что нынешнее поколение – далеко не потерянное. Мы тоже пережили сложное время. У меня самой трое детей… И дети выросли. Сын мой пошел сам в армию. Вырос гражданином.

Но хотела бы поднять проблему воспитания детей из малообеспеченных детей. У них меньше возможностей.

Лашаков Игорь Дмитриевич – генеральный директор ЗАО «Базилик»:

– Потерянное поколение – люди, воспитанные бардаком 90-х, поэтому проблема с воспитанием, с моралью, безусловно, есть. Коснусь бизнеса. Бизнесмены, которые выросли в это время, завладели определенным состоянием, некогда общенародным или государственным. Очень мало тех людей, кто вкладывает деньги в воспитание, в образование. Это и есть проявление той безграмотности и того воспитания. Среди них были как правильные, так и совсем неправильные поступки после приватизации. Все вкладывают свои деньги с выгодой для себя. Это понятно. Бизнес есть бизнес. Но моральная или же нравственная, патриотическая сторона должна была присутствовать. Её не стало.

Я прошел и пионерскую, и комсомольскую организации, и не всё у меня получалось. Но мощь нашей страны была неприкосновенна и отрицательная информация о стране не воспринималась. К сожалению, тот авторитет, та мощь, которая была, она разрушилась, а начала она рушиться, безусловно, при мощной поддержке из-за океана. Немалые средства были вложены. И то, что произошло тогда, мы пожинаем сейчас. Мы начали утрачивать наши корни, наши идеалы. Я сам с Винницкой области и я помню рассказы моей бабушки о том, как приходили бандеровцы. Я тогда, естественно, мало чего понимал, но боль и горе они принесли, это запомнилось. Вот оно живое, и вот оно подтвердилось. И начиналось еще в Советском Союзе. А сейчас за нашу Украину тем более обидно.

Нам нужно мобилизоваться, объединиться и сделать очень многое, чтобы патриотическое и присущее русскому человеку духовное воспитание заняло важное место в системе образования. Чтобы в нашем многонациональном обществе наши здоровые силы создавали условия для воспитания глубоко нравственных и духовных людей. Детям надо уделять большее внимание, чтобы из этих ангелов вырастали поистине красивые, здоровые, нравственные, патриотические люди, которые в свою очередь родили духовно богатых детей. И чтобы наше государство преодолело все кризисы, развивалось, стало экономически сильным.

Необходимо объединение здоровых сил и надо много времени уделять воспитанию подрастающего поколения. Все меры хороши, в том числе и создание детских организаций.

Солдатов Сергей Николаевич – председатель Красноярского отделения Общероссийской общественной организации народно-патриотического объединения «РОДИНА»:

– 3 ноября 1998 года создано Общероссийское политическое общественное движение «Антикриминальное Содружество «РОДИНА». По мере своего развития, расширения круга решаемых задач и географии деятельности 18 февраля 2004 года движение переименовано в Общероссийскую общественную организацию «Народно-Патриотическое Объединение «РОДИНА» (далее ОНПО «РОДИНА»), свидетельство о государственной регистрации N 3726 от 18.02.2004 года.

ОНПО «РОДИНА» объединяет в своих рядах сторонников социал-патриотических идей – общественные организации и граждан, поддерживающих её уставные цели, задачи, практические дела и желающих оказать содействие в их реализации. С целью консолидации патриотических сил на принципах добровольности и равноправия, законности и справедливости ОНПО «РОДИНА» сплачивает ветеранов и молодежь, госслужащих, сотрудников силовых структур, работников производственных предприятий, деятелей науки и культуры, образования и медицины, бизнесменов, всех, кому небезразлично настоящее и будущее нашей общей Родины – России.

С первых дней своей деятельности Народно-Патриотическое Объединение «РОДИНА» особое внимание уделяет работе с молодёжью, ветеранами и общественными организациями, привлекая их к военно-патриотическому воспитанию сограждан, укреплению дружбы между народами. ОНПО «РОДИНА» проводит и активно участвует в мероприятиях, формирующих у соотечественников гордость за свою страну, повышающих уровень национального самосознания и способствующих преемственности поколений.

В заключение приведу одну мысль известного философа Н. Данилевского, опубликованную еще 150 лет назад в книге «Россия и Европа»: «Дело в том, что Европа не признает нас своими… Европа видит в России и в славянстве не только чуждое, но и враждебное начало». Потому, как и сто лет назад, мы должны быть крепки, как никогда.

Фото Вячеслава Пенерова

Читать все новости
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи